Магазины приложений в Китае от А до Я: история, особенности и список документов для публикации
По информации The Wall Street Journal, экономика Китая первой в мире вернулась к росту после коронавирусного кризиса. Страна смогла вовремя локализовать распространение COVID-19 и сгладить нанесенный пандемией урон. За 3 квартала 2020 года в городах было создано почти 9 млн новых рабочих мест, что подтверждает стабильное развитие КНР.
Кроме того, ежемесячный научно-популярный журнал Harvard Business Review включил Поднебесную в ТОП-10 стран-лидеров экономики данных. Это еще один благоприятный сигнал для разработчиков, которые хотят продвигать софт в местных маркетах. Осталось дело за малым: понять, как функционируют магазины приложений в Китае, какие направления сторов существуют и какие нюансы следует учитывать перед выходом на новое экономическое поле.
WinWin China вкратце расскажет, в чем уникальность китайских Application Stores, по какому принципу они развивались и почему китайцы спокойно обходятся без Google Play Market. В отличие от Европы и Америки в КНР пошли по иному пути развития индустрии мобильных приложений. Это единственное государство в мире, где цифровое пространство функционирует по собственным законам и все равно имеет невероятный коммерческий успех.
Почему в Поднебесной настолько много Application Stores
Для иностранных пользователей смартфонов и планшетов привычна простая схема работы с маркетами. Владельцы устройств от Apple скачивают необходимые игры или приложения с Apple App Store, а обладатели Android-гаджетов используют для тех же целей Google Play Market. Остальные веб-площадки являются для зарубежных юзеров в большей мере альтернативными.
В Поднебесной же система построена иным образом. Digital-арена разбита на множество секторов, поэтому на рынке нет одного единственного лидирующего стора. Если обобщить, веб-площадки страны разделены на 2 массивные группы: они либо ориентированы на узкий круг людей с конкретными интересами и запросами, либо предоставляют пользователям все и сразу. Немного напоминает ситуацию с локальным ТВ, где контент и реклама формируются именно на основе потребностей жителей определенных провинций.
Китай – страна, где чтят и соблюдают традиции. В цифровом мире китайцы тоже следуют определенным принципам и моделям поведения, правда, с некоторыми оговорками. С одной стороны, ментально население обращено к корням и нацелено на стабильность. Но с другой – под натиском китайского прагматизма ядро культуры постепенно видоизменяется с учетом современных реалий жизни.
А что конкретно поспособствовало тому, что в КНР отсутствует монополист и существуют сотни маркетов?
Примерно 10 лет назад американская корпорация Google серьезно повздорила с правительством КНР и ушла с местного рынка. Из-за этого китайцы некоторое время были лишены гугловских инструментов и сервисов. Естественным образом у местных возникла потребность в создании собственных цифровых продуктов, и свободная ниша недолго пустовала. Именно благодаря уходу Гугл в 2010-х в государстве возникла своя поисковая система Baidu, видео-хостинг Youku, мессенджер WeChat и прочие.
По каким принципам чаще всего создавались местные магазины приложений:
- открывались операторами сотовой связи для выполнения определенных целей, но позже перерастали в крупные проекты;
- развивались из различных игровых порталов или создавались в полевых условиях студентами вузов, а потом обрастали дополнительным функционалом;
- возникали по инициативе производителей смартфонов.
Поскольку софт не был сосредоточен на 1-2 сервисах, то это породило множество разношерстных маркетов и обеспечило невероятный выбор площадок. Однако вместо с преимуществами пришли и некоторые проблемы.
Сложные моменты, связанные со стремительным развитием сторов
Несколько лет назад число маркетов в стране превысило 300+ штук. Вроде как для разработчиков это открывало больше возможностей для монетизации продукта и сулило коммерчески успешное продвижение. Но в действительности вместе с огромным числом сторов появилось немало нюансов, о которых нельзя было забывать.
Одним из главных затруднений стал выбор партнера для дальнейшего сотрудничества. В тот период было сложно объективно определить лидера и выбрать ТОП проектов для публикации. Магазины приложений стремительно сменяли друг друга в рейтингах. Как следствие, иностранным фирмам требовалось дополнительное время на исследование ниши. При этом в сфере царила неразбериха. Каждый магазин хотел доказать, что именно он является лучшим.
Зарубежные разработчики порой оказывались в ступоре при первом знакомстве с китайскими сторами. В отличие от американской или европейской модели здесь для продвижения в Андроид-маркетах важно положение именно внутри самой площадки. Толку занимать первое место в чарте, если здесь нет ЦА или продукт скачивают слабо?
Хотя это была не единственная переменная, вносящая хаос в индустрию. Помимо молниеносных взлетов и падений компаний существовали другие проблемы, осложняющие развитие рынка. Часть магазинов грешила тем, что разрешала публикацию неоригинального софта и игр. Это создавало не лучшее впечатление о данной сфере. Тогда за дело взялась соответствующая инспекция, которой пришлось расчищать отрасль от «нарушителей».
Под надзором вышестоящего госоргана с 2017 года площадки больше не публикуют приложения без соответствующей многоступенчатой проверки и целого пакета разрешающих документов. И самым главным в перечне бумаг для Application Stores стал патент на интеллектуальную собственность (ИС). С момента введения жесткого контроля патент невозможно получит не только на полностью или частично украденный продукт. В документе также стали отказывать зарубежным фирмам, наводнившим перспективную сферу в КНР.
Заявку для оформления патента может подать только локальная фирма. Причем директором компании должен быть именно резидент страны.
Еще каких-то 5-7 лет назад создать и раскрутить стор было возможно даже на коленке, не имея капитала. Арена была совершенно свободной от влияния американских мегакорпораций. Маркеты запускались буквально каждый месяц и трансформировались чуть ли не из студенческих форумов.
С последующим развитием индустрии данный процесс усложнился. Как только на поле битвы за юзеров вышли крупные игроки рынка Поднебесной, скупившие перспективные веб-площадки, зайти с нулем стало невозможно. Теперь на развитие маркета потребуются миллионные вложения, которые уйдут: на разработку, рекламу, поиск целевой аудитории и привлечение партнеров.
В 2020 году даже «старички» не всегда выдерживают натиск крутых маркетов вроде Tencent или QQ. Слабые сервисы банкротятся, другие продаются крупным игрокам, третьи закрываются из-за того, что отстают от современных тенденций.
Самые известные магазины приложений в Китае
Жесткая конкуренция в индустрии совершенно не означает, что на местном рынке скоро тоже воцарится монополия, как в США или Европе. Феномен Application Store для iOS- и Android-устройств в КНР как раз-таки заключается в уникальности и сегментированности каждой площадки.
Китайские сторы являются хранилищем развлекательных, обучающих и полезных приложений с узнаваемым интерфейсом, вот почему здесь проще формировать лояльную и «подогретую» аудиторию. Для привлечения внимания юзеров компании формируют для каждого индивидуальный список чартов. А создается ТОП исходя из интересов самого пользователя.
Местные Андроид-маркеты не дают столько же полезных инструментов для анализа аудитории. Зато они на основе внутренней статистики помогают заполучить дорогих, целевых покупателей. Также китайцы нормально относятся к In—App Advertising (реклама внутри софта). За счет этого вы можете активно использовать платформы для продвижения собственного продукта.
Ранее мы говорили, что в стране нет монополиста и невозможно выделить одного лидера индустрии. Однако с помощью различных исследований и на основе мнений самих китайских пользователей можно составить список наиболее известных площадок.
ТОП-10 популярных магазинов приложений в Китае для Android:
- Tencent MyApp
- 360 Mobile Assistant
- Baidu Mobile Assistant
- Anzhi Market
- Oppo
- China Mobile MM Store
- Vivo
- Xiaomi
- Huawei
- Wandoujia
Список лидеров весьма условный и постоянно меняется. За время пандемии коронавируса Tencent смогли занять одну из лидирующих позиций и увеличили капитал до $500 млрд. Безоговорочная победа этого инвестиционного гиганта в 2020 году подтверждается и другими исследованиями.
Как будут обстоять дела в 2021 однозначно сказать сложно, ТОП может в любую секунду перевернуться с ног на голову. Усугубляется ситуация с рейтингом лидеров еще и тем, что в стране активно развиваются те направления, которые не характерны для остального мира.
Уникальные направления, характерные только для магазинов приложений в Китае
В Поднебесной нет единой направленности площадок. Здесь существует условное разграничение площадок по тематикам, но оно все равно весьма размыто.
- Есть игровые сторы, где доступны только игры;
- Есть общие хранилища, которые предлагают юзерам абсолютно все;
- Есть магазины с прошивками;
- Есть брендированные маркеты, созданные производителями телефонов и т.д.
Еще один локальный парадокс – Android Application Stores выделяют свой огромный раздел исключительно для красивых обоев и тем. Практически в каждом маркете есть отдельная вкладка, при переходе на которую вы попадаете в рай для визуала. Тут собраны стильные обои для разных моделей смартфонов и планшетов, анимированные и статичные темы, подборки обоев для разных категорий пользователей и т.д.
Любовь к прекрасному также породила отдельное направление площадок, которые ориентированы на девочек и девушек. Особенностью таких сервисов стали многочисленные фильтры, корректирующие и/или улучшающие внешность. Обычно фильтры делают глаза больше, кожу светлее, придают чертам лица мягкость.
Самой известной из «девочковых» платформ в свое время был продукт от Meizu, сейчас его популярность заметно снизилась. В последнее время китаянки охотнее пользуются маркетами Oppo и Vivo.
Стоит упомянуть еще об одном направлении, которое не так часто встречается в других странах – магазинах AR- и VR-приложений. В КНР данный рынок тоже вполне успешно развивается по своей неподражаемой схеме. Например, в Huawei и Xiaomi App Store есть специальная вкладка, где публикуются приложения дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности. Пока в остальном мире подзабыли о VR, в Поднебесной волна популярности такого софта то нарастает, то спадает.
Вот почему на рынок магазинов приложений в Китае пытается прорваться один из первопроходцев в мире VR – американская компания Oculus VR. Ее веб-сайт переведен на несколько языков, включая китайский, и предоставляет десятки игр.
Особняком в китайском цифровом мире стоят магазины для телевизоров. Еще одна причина, почему в КНР популярны wǎngbā (网吧) – тут практически не смотрят фильмы, сериалы и видео через ПК. Юзеры предпочитают огромные телевизоры, которые фактически являются мультимедийными центрами.
Через ТВ люди могут: просматривать кинофильмы по подписке или оформить предзаказ горячей киноновинки, слушать радио, выставлять будильник, смотреть прямые трансляции или даже учиться. Не менее популярны в ТВ-маркетах приложения для занятий фитнесом, йогой, медитацией и прочими видами физической активности. На большом экране лучше видно, как правильно качать пресс, проработать проблемные зоны на руках и ногах. Управлять программами через пульт ДУ не очень удобно, поэтому пользователи покупают специальные джойстики для Smart TV.
Как обстоят дела с китайским Apple Store для iOS
В отличие от Google американская корпорация Apple не отказывалась следовать правилам Поднебесной. По данным Bloomberg, в Китае наблюдается существенный разрыв между пользователями Android-устройств и iPhone. Здесь 76% жителей предпочитают смартфоны на ОС Андроид, в то время как продукцией Эппл пользуется лишь 23% китайцев.
При всем этом Apple получает до половины всех установок именно с китайского App Store. Для сравнения: в США эппловская операционная система статистически лидирует, ее использует 53% юзеров. Получается, американцы вместе с европейцами менее активны, чем китайцы со своими 23%.
Статистика за III квартал 2020 года показывает, что Apple Store предлагает свыше 1,8 млн приложух и имеет 8,2 млрд загрузок. Если бы у Google были нормальные взаимоотношения с правительством КНР, корпорация заработала бы в 3 раза больше денег.
Эппл не были в открытом конфликте с местной властью. И до недавнего времени компания пользовалась некоторыми поблажками, которые не были доступны Android-маркетам. Площадки для Андроида с 2017 года не публикуют приложения без патента на ИС, но для iOS все работало по-другому.
До лета 2020 года иностранные разработчики могли размещаться на китайской версии площадки Apple даже без патента на интеллектуальную собственность. А вот уже для продвижения, монетизации и дальнейшего развития продукта вы были обязаны получить патент.
Однако в июле 2020 Апп Стор в Китае предупредил, что нелицензированные по законам Поднебесной приложения будут удаляться. И сдержала обещание. В августе из китайского Эппла Исчезло 47 тысяч игр без соответствующего патента.
Вряд ли это будут единственные зачистки. После санкций Huawei в США китайское правительство стало жестче относиться к американской корпорации Apple. Не исключено, что со временем запреты станут все более суровыми. Из этого можно сделать вывод, что в будущем доминирование Android-магазинов в стране только усилится.
Как продвигаться для Android в Китае: требования к продуктам и список документов
Мы вкратце разобрали историю китайских Андроид-маркетов, рассмотрели основные направления площадок и то, насколько жестко индустрия контролирует госорганами. Теперь настало время поговорить о практической стороне вопроса – непосредственном размещении вашего продукта в сторах.
Поскольку цифровое пространство в стране сегментировано, то правила публикации игрового и неигрового софта сильно отличаются от маркета к маркету. Нельзя подготовить единственный пакет бумаг и подать его сразу на 30-40 площадок. Здесь это так не работает.
Наша команда неоднократно сталкивалась с требованиями китайских площадок, которые больше нигде не повторялись. Связано это с тем, что у каждого проекта свое видение проекта и взаимодействие с аудиторией. Хотя все же есть перечень обязательных требований от магазинов приложений, которые перекликаются между собой.
Что придется сделать для того, чтобы опубликоваться в Application Market:
- Перевести приложение на китайский язык;
По данным агентства Niko Partners, с прошлого года в Поднебесной ужесточают требования к играм и в некоторых случаях отклоняют их публикацию, если встречается английский контент.
- В обязательном порядке получить патент на интеллектуальную собственность (Copyright Certificate). Выдается он только на зарегистрированную китайскую компанию. Вы можете открыть свою фирму с директором-резидентом КНР или же воспользоваться альтернативным вариантом – работать через WinWin China.
Для заявки на патент нужно:
- Подробное описание + максимальное количество скриншотов интерфейса на китайском языке.
- Хэш-слепок (составляется из 3 000 строк кода, нужен для защиты права на ИС).
- Техническая информация о продукте и установочный файл.
- Получить лицензию ICP.
- Подключить платежные системы и рекламные сети (внедрение SDK) для Китая.
Далее список документов и лицензий отличается в зависимости от того, какой продукт планирует двигать в китайских Андроид-маркетах иностранный разработчик.
- У неигровых приложений могут запросить лицензию с учетом специфики и функционала (медицинская, образовательная или стриминг-лицензия);
- Играм без In-App Purchase, скорее всего, дадут зеленый свет без дополнительной документации. Однако могут заострить внимание на изменениях внутри самой игры;
- При наличии внутриигровых покупок и прочей монетизации нужно будет получить ISBN-лицензию и адаптировать продукт под требования регулятора.
Китайцы реже пользуются банковскими карточками при оплате товаров и услуг. У них есть смартфоны, куда привязаны WeChat Pay или Alipay. Игры, рабочие или обучающие приложения зарубежных разработчиков без полностью китайского интерфейса, а также подключения локальных платежных систем, опускаются на дно маркета. Только вот для подключения WeChat Pay, Alipay, Tenpay или других систем, вам понадобится счет в банке и патент. Только вот нерезиденты не могут получить все это без местного партнера.
P.S. Для тех, кому важен сам процесс выхода на маркеты – более подробно об этом можно почитать здесь и здесь.
Совершенно ничего не знаете о сторах в КНР, а только воодушевлены успехом других на китайском рынке? WinWin China с радостью поможет пройти непростой путь от пункта А (ничего не знаю, но хочу зарабатывать) до пункта Я (ура, меня опубликовали и идут органические установки китайскими потребителями).
Только в теории продвижение на площадках Поднебесной – легко и просто. В действительности без китайской фирмы или проводника, который поможет вытянуть максимум из Application Stores, вы будете двигаться, как по минному полю.
Наша команда помогает правильно собрать документы, избежать возможных рисков и вытягивать платежеспособную аудиторию при помощи грамотного ASO (App Store Optimization) и/или только за счет правильного выбора маркетов.